|
О том, как начать свой бизнес.
Чтобы начать свой бизнес, особенно, если начинать с нуля, - нужно искать
партнеров. Идея вашего бизнеса должна быть изложена, например, - в
бизнес-плане. А потом с этим бизнес-планом нужно идти и искать партнеров.
Очень важно с самого начала внимательно отнестись к бизнес–плану, к его
экономному составлению. Необходимо обратить внимание на цели и задачи,
которые ставишь перед собой. Проверить – точно ли ты понимаешь, как это
реализовать, что и как нужно делать.
Важно планировать достижение целей и задач. Например, планируешь свои
продажи – то есть свою прибыль, и от этого планируешь расходы. А потом
начинаешь отслеживать, как идет реализация поставленных целей, - если год
прошел, а цифры в реальности существенно отличаются от бизнес-плана и не в
лучшую сторону – значит, что-то было посчитано не правильно, были ошибки, не
учли важные моменты. Несбалансированность расходов – это одна из основных
ошибок, которую совершают практически все. В России это тенденция – жить не
по возможностям. Люди берут кредиты, проедают их и думают, что заработают
потом. Нет, потом тоже не заработают. Если первый год прошел – и вы в
минусе, то во второй год будет еще больший минус. Если не замечать этого, не
предпринимать решительных мер – это приведет к провалу. Если вы видите, что
ваши планы по доходам не реализуются, принимайте непопулярные решения –
сокращайте бизнес, увольняйте людей, любой ценой вам нужно прийти к
сбалансированности. Сбалансированность – это основное.
Еще раз повторю – бизнес-план очень важен, и вам нужно его отслеживать не
только ежегодно, но и ежемесячно. И искать причины – почему не получается
так, как было запланировано, что надо поменять?
О том, какой бизнес близок.
Мои первые бизнесы были связаны с продажами, но меня всегда манило
производство, когда ты не просто оказываешь услуги или создаешь виртуальный
продукт, а когда твой продукт реален.
У меня было очень успешное производство, которое я построил в Литве, и я его
продал. Это завод по производству металлических изделий – металлочерепицы и
т.д. Я создавал его от начала и до конца, и сейчас эта компания имеет второе
место по продажам в Литве.
При создании этого бизнеса, был сделан хороший бизнес-план. Строительный
рынок тогда стремительно рос, потребность в строительных материалах была
большая. Мы с партнером объехали весь мир от Тайваня до Италии, купили
хорошее оборудование – качественное и по оптимальным ценам.
О строительном бизнесе в Санкт-Петербурге.
Когда я переехал в Петербург, я снова начал все с нуля, и создал другое
предприятие, - тоже в строительной сфере, но другой направленности. Мы
делаем навесные вентилируемые фасады, это металлические строительные
изделия. Мы проектируем фасады, производим их и монтируем. Например,
торговый комплекс «Мебельный континент» обшит моими изделиями –
металлическими кассетами, и в Санкт-Петербурге много таких зданий.
Но для России это очень сложный рынок Сложный в плане рабочих рук – очень
плохо с качеством профессиональной подготовки рабочих в России. И мы это
сильно ощущаем. 15-20 лет назад было гораздо лучше. Сейчас на стройке в
России очень низкое качество труда. Потеряно образование, нет училищ, ПТУ,
люди не имеют нужной подготовки. Сотрудники приходят, и мы их начинаем
учить, но мы ведь не ПТУ, мы делаем бизнес.
И вторая сложность - стоимость наших материалов. Мы делаем дорогие
материалы, а во время кризиса дорогие материалы не используются. Мы
встречались с проектными организациями – у всех в бюджет заложено самое
дешевое. И так будет еще лет 5 – 7, поэтому я думаю о том, чтобы продавать
этот бизнес.
Мебельный бизнес.
Сейчас мой основной проект – производство корпусной мебели.
Здесь, как и в любом деле, очень важно хорошо знать то, чем ты занимаешься.
Какой бы бизнес вы ни начали, вы должны не просто хорошо понимать, что вы
делаете, а по-настоящему проникаться своим делом. Не бывает так, что «найму
специалиста, и он все сделает». Вам повезло, если вы нашли хорошего
специалиста, но вы должны им управлять. Если вы не знаете, что он делает –
он начнет управлять вами.
Но для того, чтобы хорошо узнать свое дело, не надо заканчивать
университетов, надо просто активно интересоваться. Например, я посещаю
мебельные салоны, смотрю, как работают конкуренты, беру пример с них.
Конкурентов не всегда уважают, хотя если ко мне приходят конкуренты, я
всегда с ними разговариваю, секретов не раскрываю, но мыслями делюсь.
В мебельном бизнесе сейчас очень важно широко смотреть на вещи и за мебелью
видеть интерьер. Сейчас просто тумбочку никому не продашь – важно, чтобы
каждый предмет, каждая деталь были вписаны в общую картину. И нужно
предлагать клиентам эту услугу бесплатно, - это должно быть составляющей
вашего сервиса.
Моя компания делает и дизайн-проект, и замеры, мы оказываем транспортные
услуги и монтаж. И все это входит в стоимость и не требует дополнительных
затрат от клиента. Мы делаем проекты «под ключ». Мы не экономим на клиентах,
и не требуем доплаты за лишний этаж или поднос. Клиенту нужно давать хороший
сервис, чтобы клиент приехал, выбрал, один раз заплатил и больше уже ни о
чем не беспокоился.
В целом, в нашем деле, как и в любом другом – множество тонкостей и нюансов.
Одна из таких особенностей, которая при этом имеет огромное значение, - это
сотрудники. Очень много людей нужно перебрать, чтобы найти действительно
хороших специалистов.
Так, например, даже в плане снятия замеров – можно сделать формально, а
можно на совесть. Сотрудник приехал на объект, и какое оборудование он будет
использовать для замеров? Можно использовать и отвес, а можно – лазерный
измеритель. Конечно, клиенту приятнее, когда работают с современным
высокоточным инструментом. Сейчас клиенту особенно важно качество, и клиент
готов задавать вопросы, вникать в тонкости, чтобы убедиться, что ты
действительно профессионал. И клиент выберет вашу компанию именно тогда,
когда будет уверен в вашем профессионализме. Даже продавцы не должны
говорить «Я не знаю» или «Этим вопросом я не занимаюсь». Да, может так
случиться, что в настоящее время не знаешь, но ты пойди, спроси, выясни и
дай клиенту ответ.
У меня есть хороший пример. Мой друг – известный в Петербурге дизайнер, у
него много заказов, он работает в крупной галерее, и знает огромное
количество тонкостей и нюансов о своей работе. Он объездил все мебельные
производства в Европе - он смотрел, изучал, как рождается мебель, как это
происходит на практике. Дизайнеру это не обязательно знать, но он знает. И
поэтому он делает очень хорошие и точные проекты, и у него очень редко
бывают ошибки. Он знает, как правильно вписывать предметы в пространство. Он
делает такую мебель, в которой все будет открываться, закрываться, каждый
элемент мебели будет функционален. В Петербурге очень мало хороших
функциональных дизайнеров, гораздо меньше тех, которые себя объявляют
дизайнерами. Человек нарисовал что-то, и уже считает, что он дизайнер, и
говорит – «я знаю все». Таких людей надо бояться. Моему другу уже за
пятьдесят, и то он говорит, что всего не знает. Он до сих пор покупает
книги, учится. И это правильно – все знать невозможно, и все постоянно
меняется. Поэтому мы ездим на выставки, смотрим, что нового, что интересного
появляется на рынке.
Мне всегда нравилось делать для людей что-то красивое, что-то приятное,
чтобы люди этим пользовались – у себя дома, в семье, с детьми. Это прекрасно
- делать людей счастливыми и получать за это деньги. Но важнее все-таки –
делать счастливыми, быть профессионалом, подсказывать, что и как лучше
сделать. Да, это интересно, это мне действительно нравится.
Возможности и ресурсы для развития бизнеса.
Во-первых, очень хорошо, когда выпускаемый продукт может входить в разные
ценовые категории. Например, мы можем делать и элитные дома, и простые,
конечно, нам хочется делать элитные дома – там оборот больше, но если
элитных домов нет, мы можем и что-нибудь другое поделать. В этом случае
меньше зависишь от наличия денег на рынке, и можешь предложить продукт под
разные ценовые категории.
В принципе, любой бизнес можно сделать под любую ценовую категорию.
К примеру, металлический бизнес – это дорогой бизнес, и строек сейчас нет.
Надо ждать 5 – 7 лет, а я не хочу ждать, поэтому надо что-то менять.
Надо всегда чувствовать – пошел бизнес или нет, и если нет – быстрее его
закрывайте, дальше будет хуже.
В бизнесе очень много составляющих, и важно выделять главное, потому что на
все времени не хватит. И еще – бизнес должен вас завлекать, дело должно вам
нравиться.
Мне нравится мебельный бизнес и то, что я делаю.
Второй ключевой момент – вы должны быть профессионалом в своем деле. У меня
есть хороший друг, который мне помогает, наставляет меня, я у него перенимаю
опыт. Если бы его не было, было бы сложнее, пришлось бы побольше побегать.
О спорте.
Во-первых, спорт – это победа. Ты достигаешь победы - для команды, для себя.
Спорт закаляет, дает закалку. Бизнес очень редко бывает безусловно успешным,
чаще всего это адский труд, и ты должен иметь выносливость, а спорт помогает
обрести эту выносливость, воспитать ее. Спорт дисциплинирует, и дает хороший
жизненный тонус.
Баскетбол – это глубоко командная игра. В нашей команде мы еще работаем над
тем, чтобы лучше чувствовать друг друга. Построить команду – это наша общая
задача. Команда выстраивается за счет индивидуальных качеств игроков.
Бизнес, как и баскетбол, командная игра, и имеет огромное значение, умеешь
ты играть в команде или нет. Человек может быть очень хорошим специалистом,
но не уметь играть в команде – это актуально и для бизнеса, и для
баскетбола. Но и бизнес, и баскетбол - не индивидуальный спорт, один ты
ничего не сделаешь, одна звезда ничего не сможет изменить, ему должна
помогать вся команда, и он тоже должен помогать команде.
Я играю как любитель, но давно. Литва - очень баскетбольная страна, много
наших игроков и тренеров работает по миру. У нас говорят: баскетбол - это
вторая религия в Литве.
январь 2012 г. |